| |
|
|
| ИЗОЛЯЦИЯ ВСЫПНЫХ СТАТОРНЫХ ОБМОТОК МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | |
В асинхронных двигателях и синхронных генераторах мощностью до 100 кВт статорные обмотки обычно выполняются из круглого провода (табл. 61).
Примерные спецификации изоляции для классов нагревосгойкл-сти A, Е, В, F и Н приведены в табл. 62—64.
В электродвигателях старых выпусков (до внедрения электродвигателей единых серий) применялся провод марки ПБД. Он имеет большую толщину изоляции, значительно снижающую коэффициент заполнения паза.
* Подробнее см.: Бернштейн Л. М. Изоляция электрических машин общепромышленного применения. — М.: Энергия, 1971.
Таблица 61. Марки проводов для всыпных обмоток статоров асинхронных и синхронных машин мощностью до 100 кВт и якорей коллекторных машин мощностью до 9 кВт Нажмите на картинку чтобы увеличить
В первой единой серии А и АО асинхронных электродвигателей обмотка статора выполнена в заводском изготовлении проводами марок:
ПЭЛБО для электродвигателей А 3—9-го габаритов и АО 3— 5-го габаритов;
ПСД для электродвигателей АО 6—9-го габаритов.
В электродвигателях второй единой серии А2 и А02 применены провода марок:
ПЭТВ для 1—9-го габаритов при нормальном исполнении и 1— 5-го габаритов при влагоморозостойком и тропическом исполнениях;
ПСДТ для 1—9-го габаритов при химостойком исполнении;
ПСД для 6—9-го габаритов при влагоморозостойком и тропическом исполнениях.
В электродвигателях серии 4А основного исполнения для обмотки статора применяются провода марок:
ПЭТВМ, ПЭТВ при высоте оси вращения 50—132 мм (класс изоляции В);
ПЭТМ, ПЭТ-155 при высоте оси вращения 160—250 мм (класс изоляции F). Провода марок ПЭТВ и ПЭТ-155 применяют при немеханизированном изготовлении статоров.
Для выводов от обмоток в электродвигателях единых серий применяют провода марок:
ПРГ, ПРГБ и ЛПРГС для класса нагревостойкости А;
ЛПЛ и ПВПО для класса нагревостойкости B;
ПВКФ, ПВКФУ, РКГМ и ПВБЛ для класса нагревостойкости B;
ПВКФ, ПВКФУ, РКГМ, ПТЛ-200 для класса нагревостойкости F.
Пазовая изоляция (пазовая коробочка) электродвигателей старых выпусков и серий А и АО выполнялась заводами-изготовителями из двух слоев электрокартона толщиной по 0,2 мм и проложен-
Таблица 62. Изоляция статорных обмоток асинхронных двигателей и синхронных генераторов мощностью 1—7 кВт Нажмите на картинку чтобы увеличить
* Для машин нормального исполнения допускается применять гибкие слюдиниты марки Г 2СП при классе нагревостойкости В и марки Г 2СК при классе F.
Примечание. Изоляция в лобовых частях между катушками — пленкоэлектрокартон при классах нагревостойкости A и E и лакостекломиканит соответствующей марки при классах F и Н. Вязка соединений схемы обмотки — тафтяная лента толщиной 0,25 мм при классе нагревостойкости А, стеклянная лента ЛЭС толщиной 0,1 мм или стеклсчулок марки АСЭЧ ( б) при классах В, F и Н.
Таблица 63. Пазовая изоляция статорных обмоток асинхронных двигателей и синхронных генераторов мощностью 10—100 кВт Нажмите на картинку чтобы увеличить
Таблица 64. Изоляция лобовых частей статорных обмоток асинхронных двигателей и синхронных генераторов мощностью 10—100 кВт (см. рис. 103) Нажмите на картинку чтобы увеличить
Примечания: 1. Позиция 1 — кольцевая прокладка накладывается не менее чем в два слоя. Позиции 3 и 4 — стеклянная лента ЛЭС толщиной 0,1 мм. Позиция 6 — стеклочулок АСЭЧ (б) для всех классов изоляции.
2. В варианте рис. 103, б лобовые части фазных катушек изолируются одним слоем ленты 7 вполнахлеста и поверх одним слоем стеклянной ленты ЛЭС толщиной 0,1 мм.
кого между ними слоя лакоткани толщиной 0,2 мм. Равноценным заменителем служит коробочка из двух слоев пленкоэлектрокартона толщиной 0,27—0,3 мм на полиэтилентерефталатной или триацетатной пленке.
Для более ответственных и особенно для электродвигателей серий А и АО нагревостойкого исполнения один слой электрокартона заменяют гибким миканитом или гибким слюдинитом, а вместо лакоткани применяют стеклолакоткань или лавсановую пленку.
В электродвигателях серии АО2 — 1—5-го габаритов нормального исполнения пазовая изоляция выполнена из одного слоя пленко-электрокартона толщиной 0,27 мм на полиэтилентерефталатной пленке, а в электродвигателях 6—9-го габаритов — из электронита толщиной 0,2 мм в сочетании с гибким миканитом ГФС толщиной 0,2 мм и стеклолакотканью ЛСП-130/155 толщиной 0,15 мм. При тропическом и влагоморозостойком исполнениях пазовую изоляцию электродвигателей 1—5-го габаритов комплектуют из стекломикани-та Г 1ФГI толщиной 0,22 мм и стеклолакоткани ЛСП-130/155 толщиной 0,11 мм, а 6—9-го габаритов — из стекломиканита класса нагревостойкости F марки Г 2ФГI толщиной 0,3 мм и стеклолакоткани ЛСП-130/155 толщиной 0,11 мм.
В электродвигателях серии А2 6—9-го габаритов пазовая изоляция выполнена из двух слоев пленкоэлектрокартона толщиной 0,27 мм на полиэтилентерефталатной пленке.
Вместо многослойной пазовой коробки применяют также однослойную, которую выполняют из композиционного материала, например, стеклолакорезинослюдопласта ГИТ-ТР-СР толщиной 0,55 мм. Междуфазовую прокладку в пазу изготовляют из одного слоя этого же материала.
В электродвигателях новой серии 4А для пазовой изоляции применены более тонкие и теплостойкие синтетические материалы с повышенной электрической и механической прочностью (табл. 65). Пазовая изоляция выполняется из одного слоя материала.
Междуслойные прокладки в пазах (двухслойных обмоток), прокладки под клиньями и междуфазовые прокладки в лобовых частях обычно выполняют из тех же материалов, что и пазовую изоляцию с целью использования отходов, получающихся при раскрое материалов для пазовых коробок. В случае, когда эта изоляция двух- или трехслойная, слои проклеиваются между собой.
В электродвигателях серии АО2 тропического и влагоморозостой-кого исполнения 1—9-го габаритов, серии АО2 6—9-го габаритов нормального исполнения и серии 4А прокладки под клинья выполнены, из стекло текстолита марки СТ и СТЭФ.
Изоляция выводов катушек, междукатушечных соединений и паек электродвигателей тропического и влагоморозостойкого исполнений серии АО2 1—9-го габаритов и серии АО2 6—9-го габаритов нормального исполнения выполнена электроизоляционными трубками марки ТКС. В остальных электродвигателях серий А2 и АО2 наряду с указанными применяют трубки марок ТЭЛ, ТЭС и ТКВ , а в электродвигателях серии 4А — более теплостойкие и эластичные трубки марок ТКСП.
Бандажировка лобовых частей обмоток электродвигателей старых выпусков, серий А и АО, серии АО2 1—5-го габаритов нормального исполнения и серии А2 6—9-го габаритов выполнена преимущественно хлопчатобумажным крученым шнуром. В остальных электродвигателях серии АО2 нормального, тропического и влагоморозостой-
Таблица 65. Изоляция статорных обмоток асинхронных двигателей серии 4А основного исполнения Нажмите на картинку чтобы увеличить
Нажмите на картинку чтобы увеличить
* При укладке обмотки совмещенным способом.
** При укладке обмотки методом втягивания.
*** При немеханизированном изготовлении статоров.
Примечание. При изоляции статорных обмоток класса нагревостойкости В применяется в качестве пропиточного состава компаунд КП-34 или лак МЛ-92, а класса нагревостойкости F — компаунд КП-34 или лак ПЭ-993, или лак ПЭ-933. Покровная эмаль применяется при пропитке обмоток лаками с растворителями. Марка эмали ГФ—92ГС применяется при классе нагревостойкости В, а ЭП-91 —при классе нагревостойкости F.
кого исполнений бандажировка лобовых частей выполнена стеклочулком марки АСЭЧ(б), в электродвигателях серии 4А — стеклочулком АСЭЧ(б) и крученой полиэфирной нитью.
Пазовые клинья электродвигателей старых выпусков серий А и АО, серии АО2 1—5-го габаритов и серии А2 6—9-го габаритов изготовлены из сухого дерева твердых пород. В электродвигателях серии А02 6—9-го габаритов клинья прессуются из прессматериала АГ-4. В электродвигателях серии А02 1—9-го габаритов тропического и влагоморозостойкого исполнения применен стеклотекстолит марки СТЭФ. Клинья электродвигателей серии 4А прессуют из теплостойких пластичных материалов — пленок ПЭТФ, изофлекса-2, три-вольтерма.
Надежность междуфазовой изоляции в пазах и лобовых частях современных обмоток достигается применением композиционных материалов — лакостеклослюдопластов в машинах нормального испол- Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 103. Изоляция лобовых частей двухслойных всыпных обмоток с междуфазной прокладкой ( а) и с наложением лент ( б)
нения и лакостекломиканитов в машинах тропического исполнения. Лакостеклослюдопласт состоит из двух слоев слюдопластовой бумаги, оклеенной двумя слоями стеклоткани. Лакостекломиканит состоит из двух слоев слюды флогопит, одного слоя стеклолакоткани и одного слоя стеклоткани, склеенных лаками.
Для усиления изоляции на выходе из паза на торцах сердечников устанавливают крайние изоляционные листы из электронита толщи-
ной 3—4 мм с пазами. Располагаясь в этих пазах, пазовая коробочка надежно предохраняется от повреждения. С этой же целью лакоткань или стеклолакоткань коробочки подворачивают под основную изоляцию и заводят з паз, образуя манжету. Раскрой должен быть таким , чтобы обеспечить заход лакоткани или стеклолакоткани в паз на 8—15 мм в зависимости от габаритов машины. Пазовая коробочка также должна выходить из паза на 8—15 мм.
Головки катушек, выполняемых из проводов со стекловолокни-стой изоляцией, рекомендуется изолировать через одну одним слоем ленты из стеклолакоткани и поверх стеклянной лентой для предохранения изоляции провода.
В статорных обмотках из круглого провода существуют два основных варианта изоляции лобовых частей с помощью прокладок (рис. 103, а) и с наложением лент (рис. 103, б). При первом варианте лобовые части катушечных групп различных фаз изолируются друг от друга прокладками. Эта изоляция менее надежна, чем изоляция лентами при втором варианте. Кроме того, прокладки ухудшают вентиляцию лобовых частей и увеличивают перегрев обмотки. При классе изоляции Е в машинах мощностью свыше 10 кВт для прокладок применяют нагревостойкий материал — лакостеклослюдо-пласт, так как прокладки из пленкоэлектрокартона выскальзывают из обмотки.
Между двумя рядом расположенными лобовыми частями разных катушечных групп действует полное испытательное напряжение. Поэтому при изоляции лентами одна из крайних катушек каждой катушечной группы изолируется по всей длине лобовой части и носит название фазной.
| ОБОЗНАЧЕНИЯ И ТИПЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ.Электродвигатели взрывозащищенные асинхронные серии ВА, АИМЭлектродвигатели серии АИММЭлектродвигатели стиральных машинРЕМОНТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ |
|
| |
| | |
| » Электродвигатели стиральных машин
В качестве привода барабана в стиральных машинах используются коллекторные или асинхронные однофазные электродвигатели. Коллекторные электродвигатели дают возможность плавного регулиров ...
» ПОЛЯРИЗОВАННЫЙ МОМЕНТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Конструкция характеризуется неэкономичным заполнением сечения электродвигателя активными материалами (магниты, обмотки, сталь), сложностью сборки, намотки катушек обмотки управления, по ...
| |
|